Запорожец В.А.
кандидат экономических наук
специально для Центра «ИНТЕР-АКЦИЯ»
Сегодня правящая партия «Слуга народа» лихорадочно ищет возможность взбодрить свой падающий рейтинг накануне всеобщих местных выборов 25 октября 2020 года. Для этого в регионах проводятся презентации «Зе!місцевих», где областям обещают эфемерные планы развития. О том, что это всего лишь очередной «хайп» и не более того, свидетельствуют декларативные цели и манипулятивные призывы к избирателям «построить наш дом под названием «Украина» практически с нуля». Действительно, за год «нулевой» власти так и не сформировалось целостное видение экономически грамотных механизмов возрождения страны. Восполнить данный пробел призвана предлагаемая концептуальная статья, подготовленная в Центре общественного развития «ИНТЕР-АКЦИЯ».
Вопрос независимости Украины для большинства нашего населения ассоциировался и сейчас в основном ассоциируется с одновременным появлением в стране экономического «чуда», новых возможностей в повышении уровня жизни и благосостояния как в передовых странах мира. Это естественная мечта, желание, присуще любому здравому человеку. Однако, если в период с 1990 по 2018 годы ВВП подавляющего числа стран мира увеличился в 5, 10 и даже в 20 раз, то в Украине этот показатель составил только 41% или за прошедший период не только не возрос, но и стал ниже базового уровня. Это самый худший показатель в мире.
Крайне печальная статистика для страны с нашими потенциальными возможностями и она не сулит ничего хорошего, если не принимать сверхсрочные меры по выходу страны из этой ситуации. И выход такой есть и заключен он в необходимости незамедлительной выработки такой экономической системы или модели построения экономики страны, которая на базе имеющихся ресурсов и передового мирового экономического опыта позволила бы иметь реальные возможности для интенсивного развития и расширенного воспроизводства. В Украине, к великому сожалению, при ее мощном научно-экономическом и производственном потенциале никогда не ставился вопрос о своей собственной экономической стратегии и тактике, которые бы сложили картину конкретных практических действий для достижения конкурентных преимуществ, прогресса и новых параметров развития. И если не принять таких мер уже в самое ближайшее время, то перспективы для страны будут катастрофическими.
Принципиальными особенностями известных в мире «экономических чудес» (Япония, Корея, Китай, ОАЭ, Сингапур, в свое время Германия и другие) является то, что их разработчики ориентировались на те потенциальные особенности своих стран, какие при максимальном раскрытии и использовании позволяли не только успешно решать многие проблемы их развития, но и обеспечивали невиданный до этого прогресс и интенсивное расширенное производство во всех областях их жизнедеятельности. К таким принципиальным особенностям в первую очередь относятся максимально эффективное использование дешевой рабочей силы, значительного сырьевого потенциала, существенных финансовых ресурсов. Только одна из моделей «экономического чуда» в Германии по разработке Людвига Эрхарда имела другой базовый ориентир – подъем уровня жизни народа с созданием максимальных условий для обеспечения его занятости, доходности, более интенсивного развития экономической и социальной инфраструктуры. Это позволило стране за период с 1946 года не только получать значительные преимущества в развитии, но и формировать успешные его перспективы вплоть до настоящего времени.
Для ускоренного решения нынешних проблем Украины принципиально важно определить то свое уникальное базовое условие, которое обеспечит необходимый прогресс. По нашим разработкам, таким условием для нашей страны является комплексное экономико-социальное развитие по самым передовым экономическим и другим технологиям отдельных административных территорий, начиная с уровня села, поселка, района, города. При этом ориентиром должно стать формирование особо интенсивной саморазвивающейся модели жизнедеятельности экономики этих территорий и страны в целомс одновременным существенным подъемом уровня жизни и благосостояния населения. Действие нашей модели определяется принципом: «Богатые территории – богатая страна». Попытки реализации в Украине такого подхода уже были, но реальные базовые условия для необходимого экономического развития в них отсутствовали.
Отдельные административные территории как база развития это тот уровень, где непосредственно проживает население, занятое трудовой деятельностью, непосредственно действуют производственные и другие предприятия, организации, учреждения всех форм собственности, функционирует весь комплекс хозяйственных связей, присущих рыночным отношениям. Тут проявляется полный цикл функционирования экономики – производство, распределение, обмен и потребление. На этом уровне также в полной мере проявляются две особые экономические функции человека, как носителя труда, трудовой деятельности, так и носителя спроса, покупателя, то есть он и производит и покупает, без чего всякая экономическая деятельность не может функционировать и теряет смысл. Эти отмеченные базовые принципиально важные параметры экономического развития, действующие в составе отдельных базовых территорий, при их максимально полной оценке и вовлечении в экономический оборот могут дать необходимый прогресс.
Для этого уровня характерна и следующая принципиально важная экономическая особенность: спрос человека как его потребность в товарах и услугах, обладает свойством постоянно повышаться, увеличиваться, что естественно вызывает необходимость соответствующего увеличения его денежных доходов, усиления интереса в повышении уровня занятости, особенно в более доходных и высоко производительных видах деятельности, то есть является наиболее активным стимулятором развития экономики территории. И если развитие всего экономического механизма территории по новой модели будет максимально ориентировано на интерес наибольшей занятости и доходности проживающего там населения, то экономико-социальная жизнь территории будет обладать возможностью наиболее интенсивного внутреннего саморазвития, которая может лечь в основу реального экономического чуда.
И этот внешне незаметный элемент экономики, элемент саморазвития, характерный только для базовых территорий, является тем исходным естественным условием, первоначальным ориентиром и толчком для реализации всевозможных передовых организационных, технологических, финансовых и других ее характеристик, эффективности и прогресса развития как отдельных территорий, так и страны в целом.
При этом может возникнуть вопрос: почему до настоящего времени о потенциальных экономических возможностях отдельных территорий не было никакой особой информации и работает ли этот потенциал в других странах? В действительности же все экономические достижения всех успешных стран мира – Китая, Японии, Сингапура, Швеции, Израиля и других строятся на базовой территориальной основе с ориентиром на максимально полное раскрытие и использование их конкурентных экономических преимуществ и обеспечения территориального саморазвития. Но что касается большинства стран постсоветского пространства, включая Украину, то при хаотическом падении плановой системы территориальный экономический ресурс не мог быть полноценно задействован. Территория – это база для реальных свободных рыночных отношений, конкуренции, на которой закладываются корни любого успешного бизнеса и основы прогресса экономико-социального развития, как самих территорий, так и страны в целом.
Украина по своим потенциальным возможностям является уникальной страной, которая по своей природе не может быть бедной. У нас есть все то, что в других странах превращено в рыночное преимущество и что определяет основу потока значительных доходов. Однако у нас вся экономическая система пущена на самотек без всякого даже элементарного учета экономических законов, что никогда не даст стабильных успехов никому, кроме временных успехов для олигархов. У нас действуют рыночные законы «первоначального накопления» или законы так называемого «дикого рынка», какие не действуют в мировой практике уже больше ста лет и какие в конечном варианте могут только разрушать экономику. Весь успешный мир уже давно перешел к рыночно регулируемой экономике и постоянно занят совершенствованием ее механизмов, что жизненно необходимо и для нас.
Построение экономических моделей на территориальной основе не представляет большой сложности. И если сформировать некоторые базовые организационные структуры и принципы ее построения, то сама модель будет и формироваться и действовать в основном самостоятельно с четко ясными перспективами развития. Все возможности для быстрой разработки экономических моделей у нас в Украине есть, но нет желания (пресловутой «политической воли») перейти к такой форме организации своей деятельности, перейти от сиюминутных личных ограниченных интересов в небольших доходах к системной работе по формированию достойных условий полноценного труда и жизнеобеспечения для всего общества.
Сентябрь 2020 года