Стратегия экономического развития объединённых территориальных громад

Запорожец В.А.

кандидат экономических наук

специально для Центра «ИНТЕР-АКЦИЯ»

По итогам выборов 25 октября 2020 года около двух третей глав муниципалитетов были избраны повторно. Это стало следствием финансовой децентрализации, когда в местных бюджетах появилось значительно больше средств. И каждый более-менее адекватный руководитель просто сделал заметным данный факт для своих избирателей на фоне тотальной разрухи предыдущих лет. Куда же двигаться дальше? Что теперь благоустраивать после лавочек, площадок и скверов? Ответ один – налаживать жизнеспособную местную экономику раз и навсегда! Тем паче, уже есть где развернуться в условиях укрупнения территориальных громад. Предлагаемая концептуальная статья, подготовленная в Центре общественного развития «ИНТЕР-АКЦИЯ», открывает стратегические горизонты для новоизбранной местной власти.

Крайне тяжелая современная экономическая ситуация в Украине вызывает особо острую необходимость скорейшего принятия конкретных практических мер по ее преодолению на основе применения наиболее приемлемой для нас модели экономического возрождения. Как отмечалось в ранее опубликованной статье «Экономическая модель возрождения богатой Украины», для нас наиболее приемлема модель, ориентированная на максимально полное использование рыночного потенциала экономики на уровне отдельных территорий, в первую очередь уровне района или громады.

Тут за счет определенного системного ее построения в короткий срок может быть достигнута достаточно полная занятость населения при достаточно высокой его доходности, существенное повышение эффективности функционирования производства и доходности бюджета, а главное, сформированы условия для обеспечения интенсивного саморазвития экономики и социально-бытовых условий жизнедеятельности населения и территории в целом. Основная цель этой модели – сформировать полноценно функционирующую экономику  отдельной территории на уровне района, громады.

В чем же заключена программа и каковы основные этапы формирования такой модели? В общих чертах работа над моделью включает следующие этапы:

Первый этап. Тщательный анализ деятельности всех действующих производственных и непроизводственных предприятий всех форм собственности в составе района или громады и соответственно сельских советов на предмет текущего состояния, проблем, причин, сдерживающих развитие, возможностей оказания помощи, расширения деятельности.

При этом приоритет необходимо отдавать крупным территориеобразующим предприятиям, включая фермерские. С одной стороны, они своей деятельностью порождают в составе территорий большое число других средних и мелких обслуживающих предприятий, а с другой стороны, реализуя продукцию за пределы территории, обеспечивают поступление коммерческих денежных средств. Таким образом, стартует «волна денежного обращения» или обращение денежных средств между предприятиями с возможным вовлечением новых в процессе товарно-денежных и других отношений и достигается существенное повышение эффективности деятельности уже действующих.

Увеличение «волны» – очень эффективное средство для значительной активизации территориального бизнеса. Также особого внимания требуют предприятия, ориентированные на внутренние территориальные интересы: строительные, пищевые, транспортные, коммунальные, бюджетные и многие другие, личные подсобные хозяйства, которые имеют значение для жизнедеятельности территорий, включая крупные производства, и где занята основная часть трудоспособного населения. Одновременно с оценкой этих параметров в составе территорий должно быть достаточно полно оценено реальное число незанятого населения в трудоспособном возрасте, его профессиональный состав и возможные предложения по трудоустройству, а также тщательно изучена реальная потребность в средствах местного бюджета для полноценного функционирования социальной сферы территорий. Полученный материал позволит дать реальную оценку текущего состояния жизнедеятельности территории и наметить необходимые направления и минимальные параметры развития для преодоления острых проблем.

Второй этап. Для преодоления имеющихся сложностей и успешного развития территорий на уровне передовых мировых экономических и других технологий в их составе должны быть созданы и эффективно работать целый комплекс аналитических, консультационных, снабженческих, сбытовых, инновационных структур, товарных бирж, бирж труда и других. Они реально смогут находить и предлагать варианты решения проблем развития и активизации жизнедеятельности территорий в новых нестандартных и малозатратных вариантах.

Эти структуры могут предложить новые передовые технологии организационного построения бизнеса с применением новых форм разработки бизнес-проектов, оценить возможности открытия новых видов производственной и другой деятельности в составе территорий с учетом минерально-сырьевых, природных, трудовых и многих других ресурсов с выходом на межтерриториальный уровень. Они помогут находить варианты реализации в составе территорий значительного количества новых украинских научных разработок мирового уровня, имеющихся у нас в большом количестве, и какие могут реально в корне изменить характер нашей трудовой деятельности, сформировать территориальные биржи труда принципиально и качественно нового типа, которые станут гарантами обеспечения занятости всего населения.

При этом создание территориальных и межконтинентальных кластерных, снабженческих, сбытовых, инвестиционных структур является на сегодня уже обязательным условием для жизнедеятельности даже в самых глухих уголках мира как условие реального экономического прогресса. Такие структуры при небольшом количественном составе, но высокой профессиональной  подготовке, могут выполнять в составе территории те задачи и функции, которые принципиально необходимы для обеспечения полноценной деятельности, но какие никто практически не выполняет, чем реально сдерживается и просто останавливается развитие и прогресс территорий.

Третий этап. Принципиальным отличием развитых рыночных отношений от имеющихся у нас стихийных, первоначальных, является определенная стабильность хозяйственных связей и коммерческих отношений между участниками рынка как гарантия устойчивости их деятельности и развития. И если первые способствуют прогрессу, то вторые, наши, только разрушают бизнес в основном из-за «дикой» неуправляемой конкуренции, что не даёт ни каких надежд на безопасное перспективное развитие.

Подобные проблемы мировая практика решает за счет формирования в составе территорий различных профессиональных ассоциаций и союзов. Они сообща решают вопросы конкуренции и прогресса при помощи передовых форм кооперации, узкой специализации, разделения рынков, технического обеспечения и переоснащения, совместного выхода на мировые рынки, подготовки и переподготовки кадров, кредитования, связей с научными передовыми разработками и многого другого.

Для нас в текущих условиях принципиальную важность имеют такие союзы в сельскохозяйственном производстве, способные поднять отрасль на принципиально новый качественный и высоко конкурентный на мировом рынке уровень. При этом сами ассоциации могут качественно выполнять новые координационные функции, какие в значительной мере смогут определять прогресс отрасли, а также быть основой значительных и эффективных хозяйственных и других отношений с коммерческими и другими предприятиями и структурами за пределами своей территории.

Четвертый этап. Предлагаемая нами модель экономико-социального развития и прогресса отдельных территорий, кроме отмеченных выше основных мер, предусматривает разработку специального проекта стратегического развития территории по новой экономической технологии. В соответствии с ней может быть оценен тот комплекс параметров развития важнейших характеристик территории, который обеспечит как максимально полную занятость и достаточно высокую доходность населения, и достаточно большие доходы местного бюджета, так и необходимые параметры развития отдельных производств. Это в целом создаст условия для интенсивного расширенного воспроизводства и саморазвития экономики и социальных условий жизнедеятельности этих территорий. При этом особое назначение модели – поиск стимулирующих элементов для более интенсивного саморазвития отдельных участников рынка территории и экономики территории в целом.

Предлагаемые модель и меры могут воплощаться в системе действующего законодательства Украины, в составе отдельной административной территории, в первую очередь громады, области с возможными экспериментами в составе отдельной или нескольких громад. Их цель – стимулирование и максимально широкий охват этой работой административных органов, депутатского корпуса, всевозможных отраслевых и профессиональных ассоциаций и союзов. Руководители крупных предприятий и хозяйств территории, не зависимо от форм собственности, ассоциации личных подсобных хозяйств, а также широкие слои населения, смогут реально раскрыть свои интересы и возможности в жизнедеятельности и за счет совместной работы в единой программе обеспечивать их максимальную реализацию.

Упомянутые аналитический и консультационные центры, снабженческо-сбытовые структуры и биржа труда могут формироваться на первом этапе как единая частная структура и выполнять функцию «рыночного госплана» территории с финансированием из местного бюджета на основе долгосрочного договора. Их работа должна ориентироваться на предварительное обоснование и одобрение мер деятельности по формированию новой модели экономики территории с активным участием в этом административных и выборных органов и других структур и предприятий территории с учетом их заинтересованности в них и прямого участия в разработке и реализации намечаемых мер.

Подобные структуры в разных вариантах и в разных целях созданы практически во всех успешно развивающихся странах мира и их деятельности уделяется большая поддержка и внимание. Без таких структур  администрации и все другие органы территорий практически работают «вслепую», без всяких перспектив, без знаний о реальном состоянии дел на территории и возможностях наиболее экономически выгодного и быстрого решения многих актуальных проблем. Без профессионального и эффективного функционирования таких структур жизнедеятельность территорий абсолютно не имеет перспектив.

Конечной целью предлагаемых проектов и модели является значительная активизация трудовой и жизненной позиции основной части населения территории и действующих в ее составе предприятий с ориентиром как на решение многих текущих проблем, так и на выход на качественно новый уровень жизнедеятельности не ниже уровня передовых стран мира.

Декабрь 2020 года